- Принцип работы
- Виды люстр
- Разновидности стилей
- Индустриальный
- Скандинавский
- Замковый
- Барокко
- Ампир
- Ретро
- Арт-деко
- Этнический стиль
- Флористический
- Деревенский стиль
- Восточный
- Япония
- Характеристики люстр
- Плюсы
- Крепление
- Подвесная люстра: ветеран среди светильников
- Особенности конструкции и крепления
- Виды подвесных люстр
- Потолочные люстры в интерьере небольших квартир
- Конструкция и монтаж
- Виды потолочных люстр
- Подвесная и потолочная люстры: в чем разница
- Этапы сборки и подключения люстры
- Подготовка: прозвонка и определение фаз на потолке
- Провод заземления
- Ищем фазы и ноль
- Этап #1 — механическая сборка конструкции
- Этап #2 — разделение проводов на группы
- Этап #3 — крепление люстры к потолку
- Этап #4 — поиск фазы и подключение
- Наращивание или удлинение проводов при подключении
- Сечение провода для подключения люстры
- Подсоединение китайской люстры
- Подключение галогенной люстры (с пультом и без)
- Подключение к выключателю
- Одинарному
- Двойному
- Правильное подключение к патрону
- Частые ошибки
- Техника безопасности
- Какая лучше
Принцип работы
Принцип работы традиционной люстры прост: с помощью стационарного выключателя подается питание на прибор. С контрольными лампами немного сложнее. По внешнему виду они ничем не отличаются от обычных.
В его конструкцию встроен элемент приема сигнала, который искусно замаскирован и поэтому незаметен. Пульт дистанционного управления позволяет включать/выключать свет и регулировать его яркость на большом расстоянии — 30-100м.
В схему освещения консоли часто включают галогенные и светодиодные лампы, что делает энергопотребление экономичным.
Виды люстр
Покупателям предлагается огромное количество моделей осветительных приборов: помпезные и сдержанные, массивные и компактные, монохромные и пестрые.
По типу конструкции они делятся на подвесные и потолочные. Подвесные люстры крепятся к крюку, установленному в потолке с помощью цепи или веревки. Место соединения проводов с проводкой и элементами крючка маскируется декоративной накладкой.
Длина кабеля у разных моделей разная, обычно ее можно регулировать по желанию владельцев. Их изготавливают из разных материалов: металла и текстиля, хрусталя и стекла, дерева и бумаги и т.д. Они производятся в различных стилях и формах.
Подвесные модели имеют единый потолок или представляют собой каркас, к которому крепятся светильники. Интересен вариант с гроздьями по 5-6 тонов, подвешенными к основанию на ниточках.
При одинаковой длине этих струн получается классическая световая композиция. Вешалки разных размеров создают причудливые многоярусные арт-объекты.
Подвесные светильники отличаются ориентацией плафонов. Предпочтительный вариант, когда светильники «лицом» вверх: такое положение обеспечивает комфортное для глаз распространение света.
Если поверхность потолка имеет зеркальный блеск, лучше выбрать устройство с экраном вниз. Альтернативная идея — купить люстру с регулируемыми лампочками, которые можно легко поворачивать вбок.
Еще один вид конструкции – приповерхностный светильник, крепящийся к потолку с помощью обрешетки. Это вариант для помещений с низкими потолками.
Чаще всего эти изделия изготавливаются в виде тарелки. Они могут быть многосегментными или представлять собой цельную конструкцию. Потолочные светильники этого типа светильников обычно изготавливаются из стекла или пластика. Чем прозрачнее материал, тем больше света пропускает устройство.
Для улучшения функции освещения модели оснащены зеркальными отражателями. Под потолком – один или несколько источников света. Недостаток потолочных светильников: чтобы заменить перегоревшую лампочку, нужно снимать потолок.
По стилю люстры делятся на:
Разновидностью этого типа являются хрустальные люстры, отделка которых выполнена из хрусталя. Материал усиливает свет от светильников и создает завораживающий перелив.
Разновидности стилей
Разные типы светильников и люстр группируются по внешним данным, и остается только установить модель, точно соответствующую дизайну интерьера или резко контрастирующую с ним, но в то же время соответствующую одной из категорий: цвет, фактура или материя.
Индустриальный
Стиль имеет несколько подвидов:
- лофт – наиболее точно отражает суть индустриализации. Дизайн задуман с позиции практичности и лаконичности, но с неким шармом, свойственным фабрикам и компаниям 60-х годов 20 века в США. Стержнеобразные кронштейны с цепями или тросом удерживают неокрашивающие металлические отражатели темного тона. Лампа иногда имеет защитную сетку;
- хай-тек – это современный тренд, устремленный в будущее. Четкая и точная геометрия армирования ограничена определенным рационализмом. Диодные или галогенные лампы гармонируют с хромированной фурнитурой, блестящей или матовой сталью и стеклом. Общее впечатление напоминает космические корабли, телепорты и прочие прелести из фантастических блокбастеров;
- современный: сочетание индустриальных нот в виде практичных форм и материалов, но с некоторым уважением к классическому дизайну. Формы мягче и гармоничнее, аксессуары часто не обходятся без стекла и полудрагоценных камней. Компромисс между фантазией будущего и изысканностью эпохи Возрождения;
- минимализм – название определяет суть стиля. Ничего лишнего, только строгость, лаконичность, удобство. Жесткие пропорции, минимальный набор материалов (сталь, пластик, стекло) и форм (круг, квадрат, решетка или пирамида). Однако при творческом подходе они отлично впишутся в соответствующий интерьер.
Скандинавский
Главное правило стиля – сочетание экологичности с минимализмом. Светильники почти всегда изготавливаются из натурального дерева, иногда окрашенного в мягкие неброские тона. Круглые или квадратные абажуры изготавливаются из стекла, дерева с добавлением камня. Лампы часто висят низко, что объясняется недостатком солнечного света в скандинавских регионах и необходимостью размещать светильник пониже, экономя при этом энергию источника света. Брутальность этих люстр применима в интерьерах с естественным, классическим и в то же время минималистским уклоном.
Замковый
Благородство средневековых замков требует пространства поместья или чердака, ведь в узком помещении квартиры будет привлекательно смотреться огромная деревянная люстра, кованые светильники и светильники. Дерево и железо искусственно состаривают или покрывают краской, имитирующей золото, серебро, бронзу или медь. С некоторой брутальностью дизайн не обходится без металлических или деревянных декоративных деталей в виде оружия, щитов, щитов. Старинные лампочки в форме свечей вставлены в абажуры из дутого стекла и иногда остаются без футляра для ясности. Низкие двухъярусные конструкции подходят для гостиной.
Барокко
Характеризуется словом, которое в смысловом переводе означает избыток. Роскошные ярусные люстры состоят из множества завитков, изгибов, мелких кусочков ювелирной фурнитуры, золотых цепочек и хрустальных подвесок, плотность которых порой переполняет. В этом случае используются сочетания стеклянных, металлических, гипсовых, каменных элементов, окрашенных в контрастные цвета или однотонных.
Ампир
Показана эпоха французского империализма при Наполеоне Бонапарте. Отличается помпезностью и неисправимым пафосом, выраженным в тяжелых подсвечниках из кованой или литой бронзы. Отделка из позолоченной гипсовой лепнины, резного дерева, стеклянных и фарфоровых абажуров, разноцветных бусин, подвесок, окрашенных в цвета французского флага. Лампы в форме свечей, типичные для того времени, обычно остаются открытыми.
Ретро
Суть стиля наиболее удачно выражается в двух направлениях:
- винтаж – отражает романтические веяния моды тридцатых годов, когда предпочтение отдавалось стеклу, металлическим решетчатым абажурам, коническим прожекторам, подвешенным на цепях или канатах. Изделия выполнены в темных тонах, контрастирующих с медью и бронзой. Некоторые изделия повторяют дизайн керосиновых или газовых фонарей конца IX — начала XX веков. В качестве источников света используются старые лампы с нитью накаливания;
- стимпанк — это симбиоз винтажа с лофтом, но с научно-фантастическим уклоном на тему: «что было бы, если бы техническое развитие остановилось в эпоху ретро». Модели отличаются от старых художественно и креативно включением в конструкцию люстры различных шестеренок, аналоговых циферблатов, водопроводных труб и механизмов. Все эти украшения несут в себе намек на возможную функциональность, о которой можно только догадываться. Сочетание с лампами Эдисона усиливает фантастический эффект.
Арт-деко
Экзотические элементы архаичных и античных решений размещены в четко очерченной круглой или квадратной форме с некоторой помпезностью позднего барокко. Разновидности некоторых люстр этого стиля отражают географические факторы, присущие народам Ближнего Востока, Африки и юга Европы.
Этнический стиль
Он представляет собой квинтэссенцию характера определенного этноса в определенный период времени, например:
- индийский – группа светильников размещается на красочных круглых абажурах из ткани или разноцветных стеклянных подвесках;
- марокканские – витражные потолочные светильники образованы круглым или граненым металлическим каркасом, на который наклеено разноцветное стекло с преобладанием желтого, красного, зеленого и синего цветов павлиньего пера;
- африканский – самый экзотический вариант. В качестве материалов для аксессуаров и абажуров используются дары африканской саванны: кости, мех, перья, камни, ветки кустарников и камыши. Стеклянные экраны контрастируют черным, красным и желтым цветом;
- британский – в его классическом виде это демонстрация английской сдержанности, консерватизма и чувства превосходства, выражающаяся в использовании точных пропорций, пастельных тонов. Абажуры чаще всего изготавливают из металла, обтягивают тканью или матовым стеклом.
Флористический
Выполненные в классическом стиле люстры с цветочным уклоном обязательно имеют в своем оформлении цветы и листья.
Деревенский стиль
В основе дизайна три материала: необработанное дерево, кованое железо, старые ткани. Все элементы искусственно состарены. Некоторые изделия представляют собой видоизмененные предметы быта, например, колеса от телег или колесики, глиняные горшки, качели.
Восточный
Она представлена двумя направлениями, основанными на культуре арабских и азиатских народов:
- ближневосточный стиль: связан с мусульманской религией арабов. Его светильники символизируют небесные светила или купола мечетей. Арабы любят демонстрировать богатство и роскошь в использовании золота с драгоценными камнями или его имитацией.
- люстры Дальнего Востока полная противоположность арабским. Китайские фонарики представляют собой относительно простые конструкции из проволоки или дерева, обтянутые рисовой бумагой с изображениями иероглифов, драконов, птиц, сцен из китайского эпоса. Других цветов в оформлении практически нет, кроме белого, черного, красного и их оттенков.
Япония
Родина самураев в дизайне светильников концепции не меняет. Это крайняя степень восточной строгости и консерватизма. Японские подсвечники обычно имеют квадратную или прямоугольную форму. Корпус экрана изготавливается из дерева или металла, обтягивается тканью, бумагой. Цветовая гамма, как и в Китае, ограничена несколькими цветами, включая красный, белый и черный, причем белый доминирует над бежевыми тонами.
Характеристики люстр
Основная характеристика — мощность. Этот параметр влияет даже на внешний вид осветительных приборов. Показатель складывается из мощности ламп в люстре. Чем больше панелей в люстре, тем мощнее она будет.
Рекомендуемый вариант 15-25 Вт на 1м 2 помещения.
Выбор подходящего светильника для люстры важен:
Изделия быстро горят, а способность сильно нагреваться делает их непригодными для текстильных и бумажных абажуров;
Еще одной характеристикой ламп является материал. Чаще всего абажуры и экраны делают из пластика, прочного стекла, хрусталя, текстиля, бумаги.
Каркас обычно делают из металла, дерева или пластика. В качестве декора иногда используются довольно неожиданные материалы: перья, сушеные ягоды и т.д.
Плюсы
В современных квартирах уже не встретишь тусклой лампочки Ильича, одиноко висящей под потолком. Световые приборы облагораживают интерьер и создают подходящее освещение помещения для соответствующего назначения.
В спальне желателен мягкий и уютный свет, располагающий к отдыху и релаксации, в гостиной во время приема гостей — яркий и праздничный, в детской — мощный, но в то же время комфортный для глаз.
Преимущества различных вариантов люстр:
Люстра также является средством создания нужной атмосферы.
Крепление
Чтобы разобраться в вопросе, как правильно выбрать люстру, стоит определиться с типом ее крепления к потолку. Сегодня принято выделять потолочные и подвесные светильники. Выбор того или иного вида зависит не только от вкусовых предпочтений, но и от потолков, их отделки, высоты и материалов.
Подвесной светильник еще называют классическим. По сути, это изящная люстра с витыми рожками, которая выглядит достаточно эффектно, но при правильном декорировании сохраняет свою элегантность. Однако подвесные светильники подойдут, если у вас большой дом с высокими потолками, иначе габариты не оправдаются. Также благодаря наличию подвеса, роль которого выполняет пружина, декоративная штанга или цепь, такая люстра располагается на определенном расстоянии от потолка. В маленькой комнате это зрительно уменьшит свободное пространство. Поэтому лучший вариант использования подвесных люстр – это масштабная прихожая или гостиная, но ни в коем случае не компактная кухня или спальня.
Потолочные светильники приходят на помощь в небольших помещениях. Как правило, это плиты или ширмы, плотно прилегающие к верху помещения, без пружин и цепочек. Такие приспособления труднодоступны, поэтому их довольно часто вешают в детской комнате. Они также не создают лишних теней. Если вы выбираете люстру, которая отражается от потолка, подумайте о регулировке лампочек. В темных интерьерах эти потолочные светильники могут создать ощущение мрачности, поэтому обязательно понадобится бра или торшер.
Сегодня особой популярностью у дизайнеров пользуется элегантный сводчатый потолок, органично дополняющий любой современный интерьер. При этом свет направлен вверх и это добавляет уюта. При этом следует учитывать, что темное стекло или глянцевый пластик хуже пропускают световые лучи. При выборе такого потолка важен тип потолка в квартире. Например, бетонному полу не страшна засветка, поэтому в люстру можно поместить любую мощную лампу. Что касается натяжного потолка или деревянного верха, то здесь обязательны галогеновые или люминесцентные лампы. Правильный подбор лампочек облегчает эксплуатацию устройства, ведь когда лампа перегорает, чтобы ее поменять, нужно снимать крышку.
Подвесная люстра: ветеран среди светильников
Первый прототип подвесного светильника появился в 12 веке. Изделие представляло собой потолочную балку, на которой закреплялись медные чаши. Их наполняли горючими веществами: маслом или смазкой. Позднее по периметру чаш устанавливали свечи, а после изобретения электричества – лампочки. Люстры в соборах и храмах сохранили облик своих средневековых предков.
Особенности конструкции и крепления
Подвесная люстра состоит из одного или нескольких плафонов и подвеса для его установки. Подвеска представляет собой цепь или трос, по которым к патронам проходят электрические кабели. На его конце со стороны крыши предусмотрен чашеобразный декоративный элемент. Замаскируйте место соединения проводов.
В последнее время стало модно украшать дом подвесными люстрами без абажуров.
Люстра крепится на металлический крючок. Обычно его устанавливают при строительстве квартиры. Если вы делаете ремонт, а крюк уже смонтирован, проверьте его прочность. Это предотвратит внезапное обрушение люстры. Повесьте груз, соответствующий весу будущего светильника, и оставьте на несколько дней. Если крюк наклоняется или падает, кронштейн необходимо заменить.
Аксессуар можно укоротить, удалив звенья цепи или перерезав веревку. При выборе длины подвеса руководствуйтесь правилом: между низом светильника и полом должно быть расстояние 2-2,5 м. Если оно больше, то изделие будет выглядеть высоким и одиноким, если меньше, будет мешать, будет задевать за голову или руки.
Виды подвесных люстр
Не будем описывать конструктивные особенности устройств. Их огромное количество и их проще увидеть в магазине или в каталоге. Но остановимся на типологии по дизайну. Этот параметр напрямую связан со световыми возможностями изделия.
- Одноместная модель имеет лампу. Удобен для зонирования комнаты или на кухне, где нужно осветить обеденный стол. Дизайн может быть разнообразным: декоративный патрон без экрана, с тканевым или пластиковым экраном или со светодиодным решением.
- Двойные или тройные подвесные светильники на барной стойке также полезны для освещения одной зоны или небольшого пространства.
- Классические трех- и пятирожковые версии позволяют равномерно распределять свет.
- Многоуровневые приборы обеспечивают максимально яркое освещение, но гармонично сочетаются только со сложными интерьерами, где много декоративных деталей.
Потолочные люстры в интерьере небольших квартир
По СНиПам высота потолков варьируется от 2,5 м в хрущевках и новостройках, до 3,2 м в элитном жилье. Однако нижний предел часто снижается в результате выравнивания поверхности или установки натяжных листов. В таких комнатах длинные светильники неуместны – они «съедают» пространство и смотрятся громоздко. Лучшее решение – потолочные люстры. Они минималистичны и гармонично вписываются в небольшие квартиры.
Конструкция и монтаж
В комплектацию изделия входит бретелька для бюстгальтеров и деталь, украшающая место застежки. Панели снимаются. Источники света могут быть встроены непосредственно в устройство.
Монтажная пластина крепится саморезами или шурупами к потолку и маскируется плотно прилегающим элементом, напоминающим пластину. Все это фиксируется стопорными гайками, затем устанавливаются плафоны и другие комплектующие.
Если вы меняете подвесную люстру на потолочную, не обрезайте, а согните крючок. Может пригодится для следующего ремонта.
Для увеличения светоотдачи изделия производители дополняют его отражателем, рассеивающим свет.
Виды потолочных люстр
Дизайн накладывает ограничение на разнообразие ассортимента. Поэтому основная типология относится к стилевым решениям: на рынке присутствуют классические и старые конструкции, варианты в японском стиле, высокие технологии и т.д.
Модели отличаются количеством ламп. Но чем их больше, тем меньше их сила. Например, для образца с 10 патронами мощность лампочки всего 20 Вт. Даже при большом количестве картриджей площадь помещения, в котором можно установить потолочное устройство, ограничена.
Мы рассказали об установке подвесных и потолочных люстр на бетонный потолок. Вы можете сделать это самостоятельно. Если у вас натяжная или гипсокартонная поверхность, монтаж усложняется, и мы рекомендуем обращаться к профессионалам. Без специальных инструментов и дополнительных деталей, усиливающих точку подвеса, установить светильник невозможно.
Подвесная и потолочная люстры: в чем разница
Мы составили сравнительную таблицу, чтобы вы могли наглядно увидеть различия между осветительными приборами. Это поможет выбрать лучший вариант.
Снято с производства | Потолок | |
Появление | Массивный. Панели располагаются на расстоянии от потолка. | Компактный. Рядом с потолком. |
область применения | Любые помещения высотой от 2,5 м: квартиры, офисы, кафе, рестораны и т.д. | Преимущественно жилые комнаты с потолками 2,5 м и меньше. |
Способ крепления | Устанавливается на потолочный крюк. | Устанавливается с помощью монтажного кронштейна, входящего в комплект. |
Монтаж потолка из гипсокартона | Люстры тяжелые, поэтому нужны металлические направляющие или другие крепления. | Есть облегченные модели, которые устанавливаются прямо в гипсокартон. |
Акценты в комнате | Он привлекает внимание и требует максимально полного соответствия дизайну помещения. | Это не привлекает внимание. Если вы допустили стилистические ошибки при совершении покупок, гости их не заметят. |
Включение | Можно выбрать многоярусные светильники, которые будут освещать большие пространства. | Освещения будет недостаточно в помещении площадью более 30 м2. |
Направленность света | Есть варианты, при которых тени вращаются. Они могут быть направлены вверх, вбок или вниз. | Направление света не регулируется. |
Поэтому подвесные люстры уместны в больших помещениях и имеют ограничения при установке. Потолок покупка для небольших комнат с низкими потолками. С точки зрения функциональных особенностей обе конструкции имеют свои преимущества и недостатки.
Нельзя сказать, что какая-то люстра относится к премиум-сегменту, а какая-то к эконом-классу. Как среди подвесных, так и потолочных моделей можно найти недорогие варианты и роскошные решения, которые украсят любой интерьер. Главное, на что нужно ориентироваться при покупке, — это гармоничное соотношение размера комнаты, дизайна интерьера и люстры.
Этапы сборки и подключения люстры
По сути, установка любой люстры проходит два основных этапа: механический и электрический. В первом случае все детали соединяются в единую конструкцию. При электромонтаже мастер должен правильно соединить все провода, разделив их на отдельные группы, чтобы правильно подключить устройство к выключателю.
Рассмотрим подробнее основные этапы установки и подключения люстры
Подготовка: прозвонка и определение фаз на потолке
Тем, у кого есть хотя бы маленькая иконка с электрическими сетями, она не понадобится, остальным пригодится. Человеку, постоянно не имеющему дела с электричеством, ориентироваться может быть сложно. Чтобы вы не запутались, расскажем все по порядку: как найти фазу (или фазы) и ноль в потолочных проводах, что делать с заземлением. А потом, как пучок проводов в люстре, соединить их с теми, что торчат вверху. В результате подключение люстры своими руками станет для вас легкой задачей.
Провод заземления
Если проводка уже сделана, то из потолка торчат два, три или четыре провода. Один из них точно «ноль», остальные фазные, может еще есть заземление.
Заземляющий провод встречается в недавно построенных или недавно отремонтированных домах
Заземляющий провод есть не всегда, только в строящихся домах или после капитального ремонта с заменой электропроводки. По стандарту он имеет зеленовато-желтый цвет и подключается к этому же проводу в люстре. Если на вашей люстре его нет, тщательно изолируем оголенный провод и оставляем в таком виде. Вы не можете оставить его неизолированным; может вызвать случайное короткое замыкание.
Ищем фазы и ноль
С остальными проводами надо разобраться: где «фаза», а где «ноль». В старых домах все провода обычно одного цвета. Чаще всего черный. Новые здания могут быть черно-синими или коричнево-синими. Иногда бывает красный. Чтобы не угадывать по цветам, их проще пощупать.
Если у вас три провода в потолке и двухклавишный выключатель в стене, то у вас должно быть две «жизни», на каждый из ключей, и «ноль», общий провод. Прозвонить можно мультиметром (тестером) или индикаторной отверткой (это специальная отвертка с лампочкой, которая загорается при наличии напряжения). Во время работы поверните ключ переключателя в положение «включено» (входная машина на щите также включена). После набора поверните ключи переключателя в положение «выключено». Если есть возможность, то лучше отрубить автомат на щите и подключить люстру с отключенным питанием.
Неразрывность кабелей на потолке с темтером
Как прозвонить и определить провода тестером показано на фото. Ставим переключатель в положение «вольт», выбираем шкалу (более 220 В). Поочередно касайтесь пар проводов щупов (щупы, держите за ручки, не прикасайтесь к оголенным проводникам). Две фазы не «звучат» друг с другом; индикатор не изменится. Если вы найдете такую пару, это, скорее всего, две фазы. Скорее всего третий провод «ноль». Теперь каждую из предложенных фаз соедините щупами с нулем. Показатель должен быть 220 В. Найден ноль, в международной спецификации он обозначается буквой N, а две фазы, они обозначаются буквой L. Если все провода одного цвета, пометьте их каким-либо способом: краской, цветной маркер, кусочек скотча. Фазы — одним цветом,ноль — в другом.
Индикаторной отверткой работать проще — достаточно коснуться ее конца оголенного проводника. Включается — фаза, а не — ноль. Очень простой.
С помощью индикаторной отвертки найти фазу
Если торчит только два провода, то один из них фаза, а другой ноль. На переключателе всего одна кнопка. Никаких других вариантов.
Этап #1 — механическая сборка конструкции
Большинство производителей светотехники дополняют свою продукцию подробными сборочными схемами, значительно облегчающими процесс соединения всех деталей. Однако даже при отсутствии инструкции можно разобраться в устройстве даже самой сложной конструкции.
Довольно часто продавцы упаковывают разрозненные части люстры вместе, образуя функциональные блоки. Панели размещаются отдельно от рупоров, как и сам корпус, клеммы и другие детали.
Убедившись в комплектности люстры и целостности отдельных элементов, можно переходить к сборке прибора.
- Соберите верхний кожух. Для этого на штангу люстры установите декоративную пластину, зафиксировав конструкцию гайкой.
- Закрепите рожки, на которых будут располагаться тени. Для этого откручиваем декоративную гайку на защитной крышке корпуса. Сняв гайку, вставьте рожок в специальное отверстие в корпусе и зафиксируйте его той же гайкой.
После механической сборки люстры стоит проверить симметричность расположения рожков. Если конструкция смотрится органично, аккуратно затяните крепления гаечным ключом. Декор и плафоны устанавливаются после подключения прибора к сети и крепления люстры к потолку.
Этап #2 — разделение проводов на группы
Способ разводки кабеля зависит от типа выключателя, к которому будет подключаться конструкция. Подключение к одноклавишному изделию наиболее простое, а устройство электроустановки на два и более рабочих ключа требует более сложного подхода, так как в этом случае провода распределяются по нескольким группам.
Каждая дизайнерская колонка имеет свои провода, которые подключаются к основному проводу люстры. Для удобства его обмотка (изоляция) выполнена разного цвета.
Необходимо разделить кабели на группы. Для одноклавишных и двухклавишных выключателей это будет сделано по разным принципам.
Если за включение и выключение люстры отвечает электромонтажное изделие с ключом, провода подключаются следующим образом:
- Методом скрутки подключите все нулевые провода от динамиков. Изоляция их ядер обычно синего или голубого цвета.
- Таким же образом подключите все фазные кабели. Оболочка этого ядра окрашена в коричневый, красный, белый, серый и другие цвета.
Вот и все — жгуты кабелей готовы к дальнейшему подключению.
Если силовой кабель для подключения люстры имеет три рабочие жилы (L1, L2 и N), то осветительный прибор можно подключить к двойному выключателю.
В этом случае при демонтаже проводов от динамиков количество групп жил увеличивается до трех. Первый остается нулевым, а фазные провода следует равномерно распределить на две группы – L1 и L2. Впоследствии при подключении они разойдутся на обе клавиши выключателя.
Этап #3 — крепление люстры к потолку
Сначала стоит прикрепить конструкцию осветительного прибора наиболее подходящим для этого методом.
Для монтажа на бетонные поверхности обычно используют крюк или монтажную пластину.
Этап #4 — поиск фазы и подключение
Теперь осталось соединить кабельные группы с кабелями питания. А вот цветовая маркировка жил домашней проводки не всегда может быть четкой; иногда все жилы могут быть окрашены в белый цвет. Поэтому перед подключением желательно прозвонить провода индикаторной отверткой или мультиметром, чтобы определить фазу и ноль на проводах.
Наращивание или удлинение проводов при подключении
Наличие натяжных потолков несколько усложняет процесс подключения светильников. Это связано с тем, что они устанавливаются на 5-10 см ниже основного потолка, поэтому у люстр просто не хватает кабелей для подключения к сети.
Для устранения возникшей проблемы необходимо их увеличить, это делается одним из следующих способов:
- Установите клеммную колодку в месте соединения. Этот вариант приемлем, но этот метод является одним из наименее надежных и недолговечных, поэтому от него рекомендуется по возможности отказаться.
- Алюминиевые проводники можно соединить, придав их концам форму колец. После этого берется винт М4, на который надевается гроулер, две плоские шайбы и кондукторное кольцо, после чего собранная конструкция стягивается гайкой для надежной фиксации. Затем соединение закрывается изоляционной лентой или специальной защитной трубкой.
- Медные проводники очень легко соединяются паяльником.
Следует помнить, что все работы по удлинению и строительству проводников можно проводить только после их полного отсоединения.
Сечение провода для подключения люстры
Сечение проводов – вопрос, над которым можно особо не задумываться при установке освещения. Это связано с тем, что даже в тех случаях, когда в светильнике 5-6 лампочек по 100Вт, требующих напряжения 220В, максимальный потребляемый ток все равно не превысит 3А.
С таким показателем справится даже самая обычная медная жила сечением 0,5 мм², а во всей бытовой электропроводке они имеют гораздо большее значение – обычно не менее 2,5 мм².
В некоторых случаях, когда есть хоть какие-то сомнения и кажется, что установленная лампа потребляет слишком большой ток, можно предпринять следующие шаги для снижения этого показателя:
- Вместо ламп накаливания установите светодиодные источники.
- Вместо ламп накаливания установите люминесцентные разновидности.
Подсоединение китайской люстры
Большинство относительно недорогих люстр на рынке поступают из Китая. Для чего их используют, так это для большого ассортимента, но есть проблемы с качеством электромонтажа. Поэтому перед подключением люстры нужно проверить ее электрические характеристики.
Сначала проверьте целостность изоляции. Их можно собрать в пакет и закоротить на корпус. Тестер не должен ничего показывать. Если есть какие-либо признаки, у вас есть два варианта: найти и заменить поврежденный кабель или вернуть его.
Второй этап проверки – проверка каждого рупора. Из динамика выходят два провода. Они припаяны к двум контактам на картридже. Каждый провод вызывается с соответствующим контактом. Устройство должно показывать короткое замыкание (короткое замыкание или знак бесконечности, в зависимости от модели).
Подключение галогенной люстры (с пультом и без)
Галогенные лампы работают не от 220 В, а от 12 В или 24 В. Поэтому в каждую из них устанавливаются понижающие трансформаторы, и вся схема собрана и готова к установке. Свободными остаются только два проводника, которые необходимо соединить с торчащими из потолка проводами. Подключены в произвольном порядке, «фаза» и «ноль», не имеет значения.
Если паук оснащен дистанционным управлением, к трансформаторам добавляется еще один блок управления. Подключение аналогичное: есть два проводника, которые нужно соединить с одним на потолке. Третий проводник, идущий с другой стороны (он тонкий) — это антенна, с помощью которой «общается» пульт и блок управления. Этот проводник остается внутри стекла в том виде, в каком он есть.
О том, как подключить люстру с пультом, смотрите в следующем видео.
Подключение к выключателю
В большинстве случаев люстра подключается к выключателю посредством распределительной коробки – провода подводятся, обрезаются и подключаются по выбранной схеме. Общий принцип реализации следующий:
- в коробку входит провод от распределительного щита – 2-х или 3-х жильный, в зависимости от наличия РЕ-проводника;
- провода N и PE проходят через коробку в пути;
- в фазном проводе образуется разрыв, в который подключается выключатель;
- если используется двух- или трехэлементный выключатель, то фазный провод делится на соответствующее количество ветвей.
К выключателю опускают кабель, количество жил которого равно количеству ключей плюс один. Сети освещения выполняются с использованием кабеля с медными жилами сечением 1,5 мм2.
Одинарному
Если люстра подключена к одноклавишному коммутационному аппарату, в разрыв фазного провода включается двухжильный провод. Через коробку к лампе проходят ноль и защитный трос.
Схема подключения к одиночному выключателю через распределительную коробку.
Двойному
Этот вариант потребует увеличения количества жил в проводах:
- к выключателю опускают кабель с тремя жилами;
- к люстре идут четыре провода.
Если нет защитного заземления, достаточно провести три провода в люстре и четыре в выключателе.
Схема подключения к двойному выключателю через соединительную коробку.
Правильное подключение к патрону
Подключение патрона не имеет особенностей — зачищенные провода вставляются в пружинные зажимы или зажимаются на винтовые клеммы, расположенные на задней части патрона. А еще важно не превышать мощность лампы, на которую рассчитан патрон. Это может привести к его перегреву.
Тип картриджаНапряжение, VMax Ток заряда, А (Мощность, Вт)
Керамический е27 | 220 | 4 (880) |
Пластик Е27 | 220 | 0,27(60) |
G4 | 12 | 5(60) |
G9 | 12 | 5(60) |
Частые ошибки
Часто неопытные электрики опускают ноль на выключатель вместе с фазным проводом, а потом задаются вопросами, куда его подключать. На самом деле нулевой провод к выключателю тянуть не обязательно. И уж тем более не надо ломать его переключающим элементом. Он должен проходить через коробку при транспортировке, располагаться параллельно заземляющему проводнику.
Еще одна распространенная ошибка при подключении двойного выключателя – подключение фазного провода не к общей клемме для двух групп контактов, а к одному из наконечников. В этом случае загорится только одна группа ламп. Эту ошибку легко обнаружить и исправить.
Остальные ошибки, приводящие к неработоспособности цепи освещения, в большинстве случаев возникают по невнимательности и связаны с неправильным подключением электрических проводов. Для устранения подобных проблем необходимо чаще проверять схему (особенно при отсутствии опыта).
В остальном подключение люстры при знании минимальных основ электротехники не должно вызвать никаких проблем.
Техника безопасности
Необходимо помнить, что самостоятельное подключение любого типа светильника подразумевает работу с высоким напряжением.
В связи с этим не стоит забывать о простых мерах предосторожности и правилах безопасности:
- Деактивируйте комнату, в которой будет подключена люстра. При этом одного нажатия на кнопку выключателя недостаточно, потребуется отключить провода, идущие от потолочной поверхности. Для этого автоматы внутри щита отключаются.
- Проводники, скорее всего, придется тестировать, они должны быть подготовлены к этому процессу, то есть должны быть разомкнуты, чтобы предотвратить случайное прикосновение друг к другу.
- Во время испытаний кабелей на них должно быть подано напряжение. После завершения этого процесса не забудьте снова отключить питание, прежде чем приступить к любой другой работе.
Какая лучше
Характеристики «идеальной» лампы:
Модель должна соответствовать стилю и функциональным характеристикам освещаемого помещения. Прямое назначение осветительного прибора – обеспечить достаточное освещение.
Поэтому лучшая люстра во всех случаях та, которая имеет достаточную мощность и дает правильный тон света.
Например, успокаивающее голубое свечение уместно в спальне, а вот голубой свет на кухне придаст еде неаппетитный синий цвет. Для этого места лучший вариант — оранжевый экран.